Документы, ОРOиК, Очень важные новости

Курсы для священнослужителей Екатеринодарской епархии

Курсы для священнослужителей Екатеринодарской епархии

Курсы для священнослужителей. Лекция №1

 Лекция №1

Вопрос №1. Обзор содержания норм государственного законодательства Российской Федерации

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 года)

  • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
  • Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Частные образовательные организации на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).
  • Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, за исключением духовных образовательных организаций, на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации включают в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).
  • Примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией.
  • Учебно-методическое обеспечение указанных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией.
  • Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации… в ведении которых находятся эти образовательные организации.

 

  1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  • Статья 5. Религиозное образование.
  1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
  2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
  3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.
  4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
  5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.

 

  1. Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

«… 1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:
1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

1.2. … по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия… должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации

 

 

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р
  • Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности…

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России

  • Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

… поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; … развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций)

  • Основные направления развития воспитания
  1. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

… расширения сотрудничества между государством и … традиционными религиозными общинами

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на восемь содержательных линий.

  • 1) Православная христианская картина мира
  • 2) История православной религии и культуры
  • 3) Православная культура и религии мира
  • 4) Письменная культура Православия
  • 5) Православный образ жизни
  • 6) Нравственная культура Православия
  • 7) Художественная культура Православия
  • 8) Православие — традиционная религия русского народа
  • 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования

 

  1. ЖУРНАЛ №147 Журнал заседаний Священного Синода РПЦ № 147 от 27.12.2007
  • ПОСТАНОВИЛИ:
  • Считать необходимым введение в программу среднего школьного образования предмета, знакомящего учащихся с основами православной культуры в рамках новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».
  • Выразить удовлетворение проведенной работой организаторов и участников форума и одобрить резолюцию конференции
  • Призвать епархиальных Преосвященных архипастырей на территории РФ к взаимодействию с органами управления образованием в субъектах РФ по вопросам преподавания курсов православной культуры в государственной и муниципальной системе общего образования на основе: 1) Резолюции конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20-21 декабря 2007 г.); 2) «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
  1. Приказ Минобрнауки России № 74 от 1 февраля 2012 г.
    «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312»

Этим приказом введён курс ОРКСЭ (из 6 модулей: основы буддизма, основы ислама, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, основы иудаизма, основы православной культуры)

  1. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ
  2. Порядок выбора

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор.

Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена информация о выборе…

При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

На родительском собрании класса должны быть приглашены и присутствовать: родители (законные представители) обучающихся в классе… 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ; 5) представитель родительского комитета в образовательной организации; 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ. В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций.

  1. Соглашение о сотрудничестве министерства образования, науки и молодёжной политики и Кубанской митрополии в области образования от 09.11.2015

Статья 3

В рамках Соглашения Кубанская митрополия Русской Православной Церкви:

участвует в организации исследования запроса граждан на изучение их детьми предметов по основам православной культуры, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края;

участвует в обеспечении прав граждан на изучение их детьми основ православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования для детей, дошкольных образовательных учреждениях на основе добровольности и свободы выбора, при соблюдении законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества;

—   участвует в совместной разработке рекомендаций по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

направляет своих представителей, специалистов для работы на курсах повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, по  дисциплинам, направленным на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России;

предоставляет помещения, находящиеся в пользовании или собственности религиозных организаций Кубанской митрополии Русской Православной Церкви, для организации и проведения научно-практических, образовательных, воспитательных, просветительских мероприятий, литературно-творческих, интеллектуальных и профессиональных конкурсов обучающихся,   воспитанников   и   педагогов,   создает   условия   для   ознакомления   с историческими и культурными ценностями, находящимися   в   ведении   епархиальных учреждений (организаций);

приглашает представителей министерства образования и науки Краснодарского края в состав советов, рабочих групп по вопросам образования, воспитания, духовно-нравственного просвещения, профилактики среди обучающихся и молодежи Кубани социальных отклонений, образованных Стороной соглашения;

участвует в комплектовании библиотек государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, информационно-методических центров и центров развития образования края литературой, наглядными пособиями и материалами по  основам православной культуры и духовно-нравственной тематике;

 

Вопрос №2. Обзор церковных документов, регламентирующих вопросы создания воскресных школ

9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил два ключевых документа, которые теперь определяют работу всех воскресных школ. Речь идет о новом «Положении о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Чем было вызвано такое решение о необходимости изменения нормативной базы деятельности воскресных школ?

Тут несколько причин. В 2012 году появился новый  Стандарт, идея которого была в том, чтобы построить систему воскресных школ по модели общеобразовательных. Предлагались  линейка учебных дисциплин, жесткие требования к проведению занятий и техническому оснащению, а также к педагогам, академический подход к наполнению учебных занятий, подготовка немалого по количеству книг комплекта учебников.

Аттестация воскресных школ показала, что для многих воскресных школ предъявляемые требования оказались неподъемными. Да, удалось в разы поднять учебную составляющую воскресных школ: появились программы, учебный план, педагоги прошли обучение.

Но основная задача Церкви ведь не в том, чтобы «накачать головы» детей суммой знаний, а помочь им органично войти в жизнь Церкви, найти в Ней свое место. И помочь построить живые отношения живого человека с Живым Богом. И в этом смысле модель общеобразовательной школы будет явно недостаточной.

Воскресная школа должна стать формой передачи опыта веры от старшего поколения младшему и тем, кто только первые шаги делает в Церкви. Причем происходит эта передача преимущественно в живой церковной общине. Значит, и воскресная школа – это по сути своей еще и форма попечения приходской общины о своих детях.

Задача нового Стандарта упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы: школы и группы. Собственно говоря, сама воскресная школа (без каких бы то ни было оценок их помещений, санузлов и прочего, что было в предыдущей версии документов). И воскресная группа. Единственным критерием их различения будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников – это воскресная группа, свыше 10 – воскресная школа.

Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. И Стандарт для этого открывает все возможности. Поэтому воскресные группы будут руководствоваться Стандартом, при этом самостоятельно определять количество часов на тот или иной курс.

Кроме того, учитывая неоднородность возможностей воскресных школ, в обновленной редакции Стандарта все преподаваемые дисциплины было предложено разделить на две группы: 1-я – обязательный минимум и 2-я – факультативные курсы (желательные, но не обязательные). Причем такое разделение прописано для всех возрастных категорий. В окончательной редакции было решено оставить в Стандарте только обязательный минимум. А вот из дополнительных курсов будет сформирован реестр прошедших экспертизу программ и курсов, который будет доступен на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Воскресная школа сможет вести любой из этих дополнительных курсов по своему желанию и с учетом своих возможностей.

Обязательными являются курсы для детей 5-7 лет – «Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий.

Для детей 8-10 лет –  «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Новый Завет» в объеме 28 занятий; «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий; «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий; «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий.

Для детей 11-13 лет – «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятий; «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятий; «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.

Формы проведения занятий

В Стандарте обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания (при бесспорной важности изложения теоретических основ), должны носить практико-ориентированный характер (например: в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).

Ну и кроме того, занятия в воскресной школе должны помогать воспитанникам осознать личную ответственность за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).

Говоря о формах занятий, в Стандарте подчеркивается важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников, таких как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и так далее.

Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5-6 и 7-11 лет).

Какие документы должны быть в воскресной школе (группе)?

  1. Распоряжение настоятеля храма об открытии воскресной школы.
  2. Положение о воскресной школе (на основании Положения о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви, утверждённого Священным Синодом от 9 марта 2017)
  3. Письменные заявления родителей.
  4. Программа содержания обучения религии и религиозного воспитания
  • Пояснительная записка (цели и задачи воскресной школы, основные направления, формы и методы работы)
  • Программа религиозного воспитания

А) отразить единство воскресной школы, семьи и прихода;

Б) система воспитательных мероприятий, литургическая жизнь школы

В) включение в общину путём создания школы алтарников, групп милосердия;

Г) встречи, конкурсы, походы, паломничества, спорт

3) Расписание занятий

4) план занятий по каждой дисциплине Стандарта

№ п\п Тема занятия Количество часов дата

 

5) график встреч с духовником воскресной школы детей и родителей

6) информационное и материально-техническое обеспечение

7) литература для воспитанников и родителей

Эта программа разрабатывается коллективом воскресной школы, утверждает настоятель храма. Её надо направить в ЕОРОиК для согласования.

Обратить внимание!

Общее руководство воскресной школы осуществляет настоятель.

Термин «педагог», «учитель» заменятся на лицо, осуществляющее обучение религии и религиозное образование.

Храм заключает договор с лицами, работающими в воскресной школе, трудовой гражданско-правовой договор.

Требования к педагогам, осуществляющим обучение религии, — наличие образования (богословского, курсы).

Материально-техническое оснащение воскресной школы предполагает соблюдение санитарно-технических условий и электро- и пожарную безопасность.

Вопрос №3. Полномочия общецерковных и епархиальных органов религиозного образования

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Синодальный отдел:

  1. вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
  2. обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
  3. осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
  4. контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
  5. контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
  6. осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
  7. проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио- и видеоматериалов для использования в Русской Православной Церкви;
  8. организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.

епархиальный отдел религиозного образования:

  1. определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
  2. курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
  3. курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
  4. проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
  5. осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
  6. взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
  7. проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
  8. организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

Вопрос№5. Правовые основы обучения религии в семье. Статус православных детских садов

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012)

  • Статья 12. Образовательные программы
  • Образовательные программы определяют содержание образования.
  • Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Самым болезненным для нас вопросом является ничтожно малое количество православных детских садов. Во всех епархиях Русской Православной Церкви их не более пятидесяти.

  1. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. N 30038)

Создание  православного детского сада:

  • Регистрация юридического лица
  • Обеспечение материально-технической базы
  • Разработка образовательных программ
  • Кадровое обеспечение
  • Получение государственной лицензии
  • Конфессиональная аттестация

Вопрос №5. Церковные организации дополнительного образования. Типовой устав центра дополнительного образования

Типовой Устав Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания» утвержден Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви на заседании 30 августа 2017 года (Протокол №43 от 05.10.2017).

 

1.4. Центр является юридическим лицом

1.5. Учредителем Центра является Религиозная организация

2.2.  Основными целями деятельности  Центра являются:

– реализация дополнительных общеобразовательных программ;

– реализация религиозного (православного) компонента образования.

4.1. Решение о создании Центра принимается Учредителем с письменного благословения епархиального архиерея.

Вопрос №6. Катехизация взрослых. Виды и порядок создания воскресных школ

Организация катехизического служения на приходе осуществляется настоятелем и его помощником по религиозному образованию и катехизации.

На приходском уровне требуется сотрудник, сочетающий в себе организаторские способности и навыки практической работы с людьми.

Можно ориентироваться на следующие требования к квалификации для помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации: высшее или среднее профессиональное или богословское образование и обучение по программе подготовки катехизаторов (с учетом возможности перезачета дисциплин, курсов и модулей, пройденных в течение предыдущего образования) без предъявления требований к стажу работы.

Примерные должностные обязанности, которые характеризуют деятельность помощника настоятеля, выглядят следующим образом:

– организация и проведение: оглашения со взрослыми и детьми с 7 лет, родителями и восприемниками малолетних детей; бесед с желающими венчаться; катехизического (тайноводственного) курса практического воцерковления; встреч по изучению Священного Писания и богослужения; приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этике и правилам поведения в храме; занятий в воскресной школе для взрослых;

– размещение на приходском стенде просветительных материалов, распространение катехизических листков;

– размещение на интернет-портале прихода материалов информационного стенда прихода, анонсов и отчетов о проводимых приходом мероприятиях в области катехизации;

– организация и проведение работы по повышению уровня церковной грамотности сотрудников прихода;

– взаимодействие с директором воскресной школы, приходскими сотрудниками, ответственными за миссионерскую, молодежную и социальную работу и участие в реализации совместных проектов[29];

– руководство и/или координация деятельности приходских катехизаторов, ответственных за реализацию отдельных направлений катехизической деятельности, приходских консультантов, иных лиц, осуществляющих духовно-просветительную деятельность на приходе (в т.ч. добровольцев);

– участие в благочиннических и епархиальных мероприятиях;

– составление годового плана работы, годового отчета о деятельности.

При невозможности на приходе иметь соответствующую должность данные функции распределяются между клириками прихода.

 

Катехизическую деятельность на приходе можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию.

Оглашение – беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с таковым в Древней Церкви. Сейчас под оглашением понимается проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором, «включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Определенные документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» минимальные требования к оглашению предполагают проведение двух огласительных бесед и покаянно-исповедальной беседы со священником.

К оглашению приравниваются беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев, не наученных основам веры и фактически не участвующих в жизни Церкви.

Предлагается проводить огласительные беседы со взрослыми, желающими принять таинство Крещения, отдельно от бесед с родителями и восприемниками младенцев, так как мотивация этих людей и практические возможности к прохождению катехизации, перечень и характер обсуждаемых тем имеют свои различия.

Со взрослыми крещаемыми желательно проводить большее количество бесед, чем определенных минимумом (ориентировочно 4–5 встреч). Это может способствовать более вдумчивому и ответственному отношению этих лиц к принятию таинства.

В беседах с родителями и восприемниками крещаемых младенцев важно уделять особое внимание участию их в церковных таинствах. Священнослужителю и катехизатору-мирянину следует помочь этим людям преодолеть внутренние барьеры, подготовиться к участию в таинствах.

Вместе с тем срок и объем научения вере в процессе оглашения в современных условиях не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случаях обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи приобщения человека к жизни Церкви. В идеале катехизация после Крещения – это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Такая катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Не существует единой формы катехизической деятельности, которая бы подошла для всех без исключения приходов. Тем не менее наиболее известные формы катехизации после Крещения условно можно разделить следующим образом.

Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс практического воцерковления, в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение Основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов.

Воскресная школа для взрослых

Помимо катехизиса в блоке основных курсов важно включать Священное Писание, православное богослужение и таинства, историю Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, церковный месяцеслов и другие.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и темати­ческие встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех жела­ющих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Кроме того, важно упомянуть следующие направления:

– церковная проповедь, пастырское слово, которое сопровождает богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви;

– богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т.п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения;

– оформление просветительных стендов катехизи­ческими материалами, распространение катехизических листков и иных просветительных материалов;

– приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;

– экскурсии по храму и паломнические поездки;

– просветительные интернет-проекты и др.

Формы и соответствующие им направления катехизации дополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т.д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

Приход – это среда, вбирающая в себя всю полноту общения и совместной деятельности детей и взрослых в пределах конкретного прихода, его духовной жизни и традиций. Среда прихода должна быть: духовной, благочестивой, чтобы человек чувствовал искренние намерения; воцерковлению прихожан должно уделяться целенаправленное внимание.

Приходская община объединяется едиными ценностными ориентирами, укладом, традициями, которые складываются из общей молитвы (богослужение, молебны, таинства, чтение акафистов и др.); общих праздников церковного года, именин, приходских праздников; общего постижения вероучения во время катехизических бесед и занятий по наставлению в вере (занятия в возрастных и смешанных (взрослые, дети) группах прихожан); общего труда по благоукрашению храма, его территории, приходских помещений, библиотеки и др.; общей трапезы; взаимной помощи и поддержки (молитвенной, физической, материальной, финансовой и др.), социального и иного служения; паломнических поездок по святым местам, помощи в восстановлении святынь, духовного краеведения и др.; участия в мероприятиях благочиния и епархии; взаимо­действия со светскими организациями села, города и др.

Уклад общины должен с необходимостью включать в себя целенаправленную деятельность по созданию условий для приобщения новоначальных к жизни Церкви.

Вопрос №7. Статус православных общеобразовательных организаций: создание, лицензирование и государственная аккредитация программ.

Статус православных школ – частные, негосударственные.

О лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 №966

Лицензирование осуществляет Федеральная Служба по контролю и надзору за образованием.

Проверяется:

— право собственности на здание, строение

— материально-техническое обеспечение

— условия для охраны здоровья

— разработанные программы

— наличие санитарно-эпидемиологического заключения

— наличие безопасных условий

— информационные электронные ресурсы

Вопрос №8. Основания и порядок выдачи конфессиональных представлений

Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций. Утверждено 28 ноября 2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. С изменениями и дополнениями, утвержденными приказом № 79 от 7 июля 2015 года Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

 

1.2. Конфессиональная аттестация проводится в отношении негосударственных образовательных организаций всех организационно-правовых форм, расположенных на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования.

2.1. Конфессиональная аттестация – процедура признания Русской Православной Церковью образовательной деятельности образовательных организаций по программам религиозного (православного) компонента, соответствующей критериям и требованиям Русской Православной Церкви на основе экспертной оценки деятельности, установления образовательной организации статуса православной («с религиозным (православным) компонентом»).
2.2. Конфессиональное представление, выдаваемое в рамках данного Положения, является документом, который подтверждает принадлежность образовательной организации к ведению Русской Православной Церкви.

 

4.1. Требования к документации:

4.1.1. Соискатель должен обеспечить включение в основную образовательную программу учебных предметов, курсов, модулей, обеспечивающих религиозное образование (православный компонент), в соответствии со Стандартом ПК. Православный компонент должен быть включен в следующие разделы основной образовательной программы образовательной организации: пояснительную записку, программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, содержание учебных предметов, курсов (рабочие программы обязательных предметов православного компонента), систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы, систему условий реализации основной образовательной программы.
4.1.2. Рабочие программы по обязательным предметам Стандарта ПК должны включать обязательный минимум Основного содержания обязательных предметов и разрабатываться на основе примерных программ православного компонента образования, утверждаемых СОРОиК.
4.1.3. Для Соискателя обязательным является наличие письменного благословения епархиального архиерея, на канонической территории которого расположена данная образовательная организация, на уставную деятельность организации при ее учреждении и Указа епархиального архиерея о назначении духовного попечителя.
Порядок назначения на должность, требования к духовному попечителю и особенности статуса регулируются «Положением о духовном попечителе православной образовательной организации, реализующей на основании конфессионального представления Русской Православной Церкви программы религиозного (православного) компонента общего образования».
4.1.4. Устав Соискателя должен содержать указание на реализацию организацией программ религиозного (православного) компонента образования, особый православный уклад и иные особенности деятельности, участие в образовательном и воспитательном процессе духовного попечителя. Комплекс уставных прав и полномочий духовного попечителя должен обеспечивать ему реальную возможность оказывать воздействие на образовательный и воспитательный процесс, обеспечивать сохранение православного уклада и характера образовательной организации.

4.2. Требования к образовательной деятельности:

4.2.1. Реализация религиозного (православного) компонента основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии со Стандартом ПК в полном объеме;
4.2.2. Формирование целостной образовательно-воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей образовательно-воспитательный потенциал церковной среды и церковного быта, а также условия социализации обучающихся вне ограды Церкви, направленной на формирование православного мировоззрения обучающихся, личности православного христианина;
4.2.3. Установление единой системы воспитания, управления и развития, построенной на основе православного мировоззрения, участия обучающихся в богослужениях, использующей различные формы и виды детского и молодежного общения;
4.2.4. Осуществление на основе принципов православной педагогики. Использование новых технологий возможно в контексте духовной безопасности обучающихся;
4.2.5. Использование учебно-методического сопровождения и иных материалов в части религиозного (православного) компонента (учебные, справочные, научные, художественные и др.), не противоречащих православному вероучению, учебные материалы в части религиозного (православного) компонента должны иметь гриф СОРОиК РПЦ или Издательского совета Московской Патриархии;
4.2.6. Участие духовного попечителя, осуществляющего попечение об образовательной организации от лица епархии;
4.2.7. Взаимодействие с семьей с целью обеспечения непротиворечивой среды для обучающегося, способствующей преобразованию полученных знаний в личный духовный опыт;
4.2.8. Преподаватели вероучительных дисциплин православного компонента общего образования должны соответствовать требованиям Стандарта профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования, Стандарту ПК в части квалификационных требований и требований к уровню образования.
Духовный попечитель должен иметь высшее религиозное (богословское) образование.
4.3. Требования к укладу образовательной организации:
4.3.1. Должен быть выстроен в соответствии с церковным богослужебным годовым кругом,
включать в себя участие в богослужении и таинствах Церкви, молебны, молитвенные правила;
4.3.2. Должен способствовать реализации целей и задач, принципов православного воспитания, формированию личности православного христианина.

Вопрос №9. Государственная поддержка православного образования: основания, цели и порядок предоставления субсидий.

Законом РФ «Об образовании» к полномочиям органов власти субъекта федерации в сфере образования отнесено  в том числе: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации ( Ст. 29 п. 6.1);

Но государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность  общего образования лишь в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.(ст.5 Закона).

Таким образом, действующий закон «Об образовании» не предусматривает бюджетное финансирование негосударственных (частных) образовательных организаций (далее-НОУ или ЧУ).

Ст.41 Закона, содержащая принцип финансирования образовательной деятельности на основании нормативов финансового обеспечения также предусматривает применение данного норматива только  для казенных, бюджетных и автономных образовательных  учреждений, но не для НОУ.

Негосударственным образовательным организациям данным законом предоставлено право лишь право взимать плату с родителей за предоставление образовательных услуг.

Таким образом, из процитированных норм закона «Об образовании» следует, во-первых, что финансирование образовательных организаций отнесено к полномочиям органов власти субъекта федерации, а во-вторых, что бюджетное финансирование частных образовательных организаций данным законом не предусмотрено.

Попробуем проанализировать иные нормативные акты с целью поиска законных возможностей для получения бюджетного финансирования.

Статья 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.

Статья 41 Закона «Об образовании» предусматривает, что финансовое

обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 78  Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Указанным федеральным законом внесены изменения, в частности, в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями. В соответствии с внесенными изменениями в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями..

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает принципиальную возможность бюджетного финансирования некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями в форме субсидий.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, каждый регион самостоятельно решает, будет ли он финансировать образовательную деятельность частных учреждений и в каком объеме, в каком порядке и т.д. Законодательные возможности для финансирования есть, вопрос в том, посчитает ли регион необходимым субсидировать образовательный процесс ЧУ.

Следовательно, от степени взаимодействия и взаимопонимания с местной региональной властью зависит сам факт и размер финансирования наших школ. В этом процессе трудно переоценить роль правящего архиерея, епархиальных ОРОиКов, самих школ.

Если все же достигнуто принципиальное понимание необходимости финансирования образовательной деятельности ЧУ, то предусмотренная федеральным законом схема реализации следующая:

Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

Согласно п. 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

Статья 78 Бюджетного кодекса РФ не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).

На основании изложенных обстоятельств Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ разъяснили, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу РФ. Иными словами, отказа в предоставлении бюджетных субсидий, по причине религиозного (несветский характер) образования в наших школах быть не может, поскольку субсидии могут быть предоставлены на законных основаниях даже духовным школам, не говоря уже о наших общеобразовательных.

Далее, еще один момент. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Встает вопрос, а если затраты еще не понесены, а только планируются на грядущий учебный год, ведь закон о бюждете следующего года принимается как правило в мае текущего года , еще до начала учебного года.

По мнению, выраженному в письме Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. NN 02-01-04/2523\12064-АП/Д05, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Далее, к кому же органу исполнительной власти на местах следует обращаться с инициативой включения в закон о бюджете субсидий на образовательную деятельность  ЧУ?

Статьей 29 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1  формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование и  установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Именно туда и нужно обращаться.

Это все, что касается бюджетного финансирования. Но нормативное финансирование не покрывает расходы на содержание зданий и коммунальные платежи, на охрану, пожарную сигнализацию, мебель и иные расходы.

Здесь можно порекомендовать только инициирование принятия целевой местной программы, предусматривающей целевые субсидии. Данный положительный опыт имеется. Например, были в ряде регионов приняты целевые программы пожарной безопасности, в рамках которых были профинансированы из бюджета закупки и установление противопожарной сигнализации в школах.

Кроме расходов на заработную плату, учебные пособия, закон позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации  дополнительно финансировать мероприятий по организации питания в аккредитованных школах.

Итак, подведем итог. Местные  органы власти  не обязаны, но имеют право, не нарушая закон, осуществлять финансирование в форме субсидий НОУ и ЧУ. Необходимо вести с ними переговоры, имея целью внесение в закон о местном бюджете указанных положений и инициирование принятия нормативного акта, регулирующего порядок , объемы и процедуру данного финансирования.

 

Коментарий (0)

Ваш коментарий

Ващ коментарий
Имя E-mail Сайт