ОРOиК

Духовно-нравственное воспитание — приоритетное направление в образовании

Во многих странах возрос сейчас интерес к дошкольному образованию. Образовательные реформы, прошедшие по всему миру в последние десятилетия, повысили в общественном сознании оценку данного института. Его социальная значимость заставляет развитые страны вкладывать значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы в дошкольное образование. В нашей стране проблемы дошкольного образования обсуждаются сегодня на разных уровнях: о них заявляют Президент и Правительство Российской Федерации, экспертные и родительские сообщества.

rn

По решению Правительства в 2013 году увеличены бюджетные ассигнования на развитие системы дошкольного образования, поскольку его доступность и качество до сих пор оставляют желать лучшего. Исторически одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви является приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни. Знакомство детей дошкольного возраста с православным миром, его ценностями, должно происходить до вступления в школу, так как духовно-нравственное качества личности начинают формироваться именно в этом возрасте. Поэтому так важно повысить статус дошкольного православного образования в системе общего образования.

rn

С 1990-х годов Русская Православная Церковь создавала на всей территории России практически с нуля систему религиозного образования, начиная с детского сад и заканчивая вузами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит о том, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни»1. За последние годы православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе религиозного образования. Созданы десятки программ и методических пособий по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи. Обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей Белгородской, Смоленской и Вяземской, Калининградской, Нижегородской, Курской, Санкт-Петербургской, Челябинской и Златоустовской митрополий, Московской областной и городской епархий и др. Развивается сеть православных дошкольных учреждений, семейных детских садов, факультативов и кружков. Многие государственные и муниципальные детские сады различных регионов страны включают духовно-нравственное воспитание в базовый компонент образования. В Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви создан экспертный Совет, задачей которого является оценка и предоставление грифа Отдела учебно-методическим пособиям и литературе по духовно-нравственному воспитанию. Совсем недавно гриф Отдела присвоен учебно-методическому пособию «Добрый мир» доктора педагогических наук, профессора Московского областного государственного университета Людмилы Шевченко. Данная работа полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она широко применяется в детских садах Московской области и используется в рамках программы «Традиция» по духовно-нравственному воспитанию детей, реализуемой в семейном клубе «Рождество» города Москвы.

rn

Повысить качество образовательной деятельности детских садов должны следующие документы, разработанные Отделом религиозного образования и катехизации: Православный компонент к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста. Документы прошли широкое общественное обсуждение и были утверждены Председателем Отдела митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Православный компонент представляет собой церковный Стандарт воспитательно-образовательной деятельности для православных дошкольных образовательных учреждений. Также он является основным нормативным документом для конфессиональной аттестации детских садов. Он может использоваться семейными детскими садами, воскресными школами, центрами и клубами по духовно-нравственному воспитанию детей. Кроме того, на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, их замещающих) Стандарт может применяться и в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Содержание Православного компонента дошкольного образования в части программы, формируемой участниками образовательного процесса, предполагает введение учебно-методического курса «Основы православной культуры» (название пособия может изменяться).

Коментарий (0)

Ваш коментарий

Ващ коментарий
Имя E-mail Сайт